Петербург: холодное изящество стиля

Место экскурсии: 
Санкт-Петербург
Дата экскурсии: 
с 03.01.2019 по 07.01.2019

ВЕЛИКОЛЕПИЕ ПЕТЕРБУРГА

Дворец Елисеевых. В историческом центре Санкт-Петербурга находится одно из прекраснейших архитектурных сооружений, поражающих красотой своих интерьеров – это дворецТалион Империал Отель. Своими роскошным видом он обязан истории, ведь ранее этот дом принадлежал знаменитой купеческой династии Елисеевых и поэтому имеет богатую историю, укрывая тайны давно ушедших времен. Вышедшие из крестьянской среды купцы и банкиры Елисеевы прославились не только как успешные дельцы, но и как меценаты, любители и покровители искусств.

Здесь, во дворце Елисеевых, в своем первозданном виде сохранилась лестница, по которой поднимались три поколения семьи, чей род стал живой историей российского предпринимательства. Вас ждут богатейшие интерьеры: лестницы, комнаты парадной анфилады, кабинет Елисеева, музыкальная гостиная. Все кругом наполнено духом ушедшего века, посетителей этих стен не покидает ощущение восторга и восхищения, а главное причастности к судьбе архитектурного шедевра. История Елисеевых кончилась вместе с историей Царской России – в 1917 году. Но она еще живет в интерьерах особняка, которым город может гордиться и сегодня. (экс-я)

 

ПРОЗРАЧНЫЕ  ШЕДЕВРЫ. Венецианской стекло, изящные вазы, ювелирные изделия и целые картины из мозаики - это все лучшие и редчайшие образцы западноевропейского и русского стеклоделия 16-19 веков

 

ВЫСОКОЕ БАРОККО

Строгановский дворец. В самом сердце Северной столицы находится единственный особняк в Петербурге, выстроенный величайшим архитектором XVIII века Франческо Растрелли для частного лица, шедевр русского барокко. Большой зал - единственный в Петербурге, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли. Огромный и сложный многофигурный живописный плафон, выполненный в 1750-е годы известным итальянским художником Джузеппе Валериани , раположен на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на потолке на специальных подрамниках, составляющих единое гигантсое полотно.(экс-я)

Великие архитекторы. Автобусная экскурсия. Творчество Б.Ф. Растрелли и С.И. Чевакинского. Памятник Петру I у Михайловского замка. Смольный монастырь. Зимний дворец.Строгановский и Воронцовский дворцы. Шуваловский и Шереметьевский дворцы.

Никольский Морской собор . Великолепный памятник стиля барокко. Уникальный по своей архитектуре, собор хранит иконопись и интерьер середины XVIII века. В соборе исполняются шедевры церковного пения. В нижней церкви находится Главная святыня Николо-Богоявленского собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца 17 века с частицей его мощей. В верхней церкви можно увидеть резной иконостас (работа мастера И. Канаева). Его украшают иконы, выполненные в византийской традиции (работа живописцев Колокольниковых). Колоннада украшена резьбой в виде гирлянд из цветов и листвы (работа мастера-резчика Игнатия Канаева). (экс-я)

РЕНЕССАНС НА ГАГАРИНСКОЙ

Маршрут экскурсии пролегает по Гагаринской улице и Соляному переулку. В екатерининское царствование  здесь начали селиться представители аристократии и крупные военные чины, принимая известнейших литераторов и музыкантов в своих салонах и кружках. Эти классические особняки оказались перестроены в середине XIX в. Для Петербургских улиц характерны цельные архитектурные ансамбли в различных формах итальянского ренессанса. Стиль неоренессанс, отрицающий аскетизм и соединяющий в себе величие, ясность форм, красоту и гармонию, стал модным в столице в 1840–1900 годах. Тон, стиль окружающим зданиям задали особняки Кушелевых-Безбородко – меценатов, просветителей и благотворителей. Сцены, свидетелями которых стали эти дома вполне могли бы произойти в Италии эпохи Ренессанса – страсти слишком сильны для северной столицы России. Однако вторая половина XIX века оказалась богата событиями, не нашедшими своего места в написанной Истории, страстями, подспудно тлевшими за стенами петербургских дворцов.

Ренессанс – эпоха гражданского и художественного просвещения, поэтому в этом квартале появляются здания Училища Правоведения и III Iгимназии, Промышленной и Сельскохозяйственной выставок, внушительные корпуса Училища технического рисования с его Музеем. В эпоху «Серебряного века» здесь обосновался изысканный «Старинный театр»,  а рядом режиссер и декоратор Ю.Э. Озаровский устроил замечательный музей «Старый домик», воссоздавший в облике исторических интерьеров, атмосферу и быт Петербурга XVIII века. Эпоха модерн приняла искусство и культуру полностью, исчезло понятие «высокого и низкого искусства», и даже быт стали воспринимать, как искусство. Уникальность этого личного музея в том, что хозяин сам жил в нем, превратив свое жилище в открытую экспозицию. Его посещали А.Ахматова и многие друзья, художники и поэты, жившие по-соседству.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОДЕРН. НА ХОЛОДНЫХ ВЕТРАХ

"Петербургский модерн"- выставка.  Петербургу принадлежало особое место в утверждении стиля модерн в русском искусстве. Здесь проводились многочисленные международные выставки, демонстрировавшие достижения стиля модерн в области архитектуры, прикладных искусств, графики,  работали лучшие архитекторы и художники.

Напоминает об этом масштабная выставка, представляющая богатейшую коллекцию произведений искусства в стиле модерн.

На выставке представлены декоративно-архитектурные детали петербургских зданий, поступившие в музей в 1970–1980-е годы (в это время активно проводился капитальный ремонт многих домов в исторической части города; находившиеся под угрозой утраты детали декора зданий были переданы в фонды Музея истории Санкт-Петербурга). Это витражи, чугунное литье, а также архитектурная керамика: панно, облицовка печей и каминов, напольная плитка. Колекция мебели, осветительных приборов, изысканные и гармоничные  изделия из фарфора и стекла.

Завершает выставку зал, где экспонируются женский костюм, обувь и аксессуары.. Великолепные платья из шелка, тюля, шифона, кружева, газа, украшенные бисером, стеклярусом и блестками, дополненные боа их страусовых перьев, создавали изысканный, утонченный и, в какой-то степени, ирреальный образ своей владелицы, столь импонировавший эстетическим установкам стиля модерн.

Эпоха модерна. Семенцы - квартал, получивши название  от располагавшейся здесь слободы Семёновского полка. Еще в начале XIX века здесь жили литераторы и представители просвещенного офицерства. В конце XIX века жизнь Семенцов определялась также близостью высших учебных заведений: Института гражданских инженеров и Императорского Технологического института. На рубеже XX столетия в Семенцах началось активное строительство жилых домов. Отличительной особенностью застройки этого квартала стало то, что хозяевами их, и авторами проектов были ведущие архитекторы того времени. В кварталах Семенцов строились добротные высокохудожественые дома с большими, хорошо освещенными квартирами, оснащенные по последнему слову достижений комфорта.

В постройках соединены все виды изобразительных искусств, - скульптура, ковка, керамика. Они не выделяются, вмещаются в общий облик здания. Здания эпохи модерн, строились из качественных, долговечных материалов, и через сто лет они все также радуют и удивляют зрителей.

ВЕЛИКИЕ АРХИТЕКТОРЫ

Музей Академии художеств. В Санкт-Петербурге настоящие (египетские!) сфинксы установлены на Университетской набережной у здания Академии художеств. Этих мифических существ знают почти все, кто бывал в Петербурге. А вот про музей в Академии художеств слышали далеко не все. И напрасно! Через Академию на Неве прошли почти все корифеи отечественной живописи, скульптуры и архитектуры. Их нетленные шедевры хранятся именно здесь. Самый старый художественный музей России имеет уникальную коллекцию архитектурных макетов. Строители северной русской столицы, следуя европейской традиции, использовали при возведении особенно важных сооружений деревянные проектные модели. После окончания строительства их передавали на хранение в  Академию художеств. Все модели, исполнены в дереве, состоят из нескольких частей, позволяя видеть их внутреннюю структуру и отделку интерьеров. Как правило в изготовлении таких моделей непосредственное участие принимали сами авторы проектов (о Растрелли, например, рассказывали, что он приходил в мастерскую собственноручно раскрашивать модель Смольного)

СИЯНИЕ МОЗАИКИ

Легенды Спаса-на-Крови (экся-). Украшение Петербурга - храм Спаса-на-Крови. Внутри храм выглядит, как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры храма. Его мозаичное оформление причисляют к самым крупным в нашей стране образцам мозаичного искусства. Собор вошел в топ-10 достопримечательностей мира.

«Время собирать камни...» интереснейший музей камня в ризнице храма (экс-я) .Его главные объекты - удивительные иконы из поделочных и драгоценных камней и янтаря и главное - огромная янтарная копия Исаакиевского собора в масштабе 1 : 200, выполненная автором нынешней Янтарной комнаты Александром Крыловым.

 

ЧЕТЫРЕ ТАЙНЫ КАНАЛА ГРИБОЕДОВА

Посетить Санкт-Петербург и не пройтись по набережной канала Грибоедова просто невозможно, ведь это удивительное место расположено в самом центре города, а такой концентрации интересных и исторических мест в Петербурге надо еще поискать.(пешеходная экскурсия)
 

АЖУРНАЯ ВИЗИТКА ПЕТЕРБУРГА

Каких только прозвищ не удостаивался Санкт-Петербург! Детище Петра, Окно в Европу, Северная Венеция, Северная Пальмира, и просто - город на Неве… А ещё его называют «Музей мостов под открытым небом». Через многочисленные реки, каналы, озера и пруды Петербурга, в общей сложности, перекинуто более 300 мостов, поэтому познакомиться с мостами "северной Венеции" — все равно, что узнать город. Наряду с Исаакиевским собором, Невским проспектом и Медным всадником мосты Санкт-Петербурга уже давно стали визитной карточкой города. У петербуржцев есть одна поговорка: "Москва стоит на семи холмах, а Петербург - на сто одном острове". Говорят, Пётр I мечтал, что жители города на Неве будут добираться с острова на остров на лодках. Однако, петербуржцы были иного мнения, ведь по мостам ходить куда как удобнее. Со временем город обзавёлся не одной сотней переправ, каждая из которых имеет свою необыкновенную историю.

Познакомиться с их историй, а главное – увидеть их в одном месте можно на совершенно фантастический экскурсии в «Музее мостов» в Красном селе.

 

ТАМ, ГДЕ ВЕНЧАЛСЯ ДОСТОЕВСКИЙ: Измайловский собор  и гении Петербурга

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка (Троицкий Измайловский собор) -  один из самых значимых соборов России и один из самых больших монументальных храмов Санкт-Петербурга. Внесен в охранный реестр ЮНЕСКО. Его ярко-синие купола можно увидеть с расстояния 20 км от города. В  соборе находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это икона Святой Живоначальной Троицы. Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г. 

История  собора тесно переплетена с историей России последних двух столетий: в ней есть и героические страницы истории военного духовенства, и славного Измайловского полка, русских императоров и черные страницы репрессий начала 20 века. И были ещё прихожане собора, которых мы сегодня именуем великими Писателями и Поэтами.

В Измайловском соборе в 1867 году состоялась церемония венчания русского писателя Ф. М. Достоевского. Ровно десять лет назад, тоже в феврале месяце, Федор Достоевский стоял перед алтарем церкви в городе Кузнецке с другой женщиной, которой он долго и страстно добивался – Марией Исаевой. Но первая жена умерла от чахотки, и теперь уже идти по жизни писателю было суждено с другой спутницей – любящей, понимающей и очень достойной во всех отношениях -  с Анной Сниткиной.

Второе крайне интересное венчание вошедшее в историю Измайловского собора, отметил своим посещением сам Александр Сергеевич Пушкин, присутствовавший здесь в роли «посаженного отца» на венчании своей старшей сестры Ольги. Посаженной матерью на венчании была никто иная как Анна Керн.

Здесь же Иван Крылов познакомился с еще одним легендарным прихожанином Измайловского собора, впоследствии ставшим ему другом и оказывавшим немалую протекцию – поэтом Гавриилом Державиным. А в доме № 1 по Измайловской роте, жил в то же самое время еще совсем молодой Сергей Прокофьев – один из самых знаменитых композиторов 20 века, человек весьма религиозный, и, разумеется, неоднократно бывавший в соборе.

Прихожанами собора были и отец Суворова, и дед Гоголя, Великий Князь Константин Романов, знаменитый архитектор Николай Александрович Львов и русский Гомер» – Иван Иванович Козлов,  друг Пушкина, Жуковского и Вяземского.

В общем, это удивительное место: собор, в котором молились Герои и Гении…

 

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНУШКА БОСОНОЖКА (ПЕТЕРБУРГСКАЯ)

Храм Тихвинской иконы Божией Матери.На проспекте Обуховской Обороны, почти у самой невской воды, есть место, куда  петербуржцы не первый год  приходят со своими бедами и проблемами. Это могила блаженной Матроны Босоножки – известной петербургской подвижницы XIX века. Она умерла в 1911-м, и в этом году как раз исполняется 105 лет со дня её кончины.  Возможно, уже до конца этого года Матрону причислят к лику святых. По крайней мере священнослужители и верующие уже собрали массу свидетельств реальной помощи по молитвам к блаженной старице.  

Построенная в великорусском стиле церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» ещё до революции стала местом притяжения петербуржцев со всего города. Она возведена на том месте, где произошло чудо: после пожара в небольшой часовне в 1888 году икона «Всех скорбящих Радость» была обновлена небесным огнём, а потемневший от времени лик Богоматери просветлел.  Именно здесь провела последние 11 лет своей жизни Матрона Босоножка. К ней приходили за советом и благословением, причём не только простой люд, но и члены  императорского двора. Ещё при жизни людская молва приписывала Матронушке Босоножке много чудес. Неспроста, когда Матрона отошла в мир иной, было принято решение захоронить её на территории храма. Даже священники не удостаивались такой чести! После смерти Матроны начались паломничества к её могиле.

Но потом грянула революция. Храм взорвали (осталась лишь часовня, которая сохранилась по сей день и сегодня выполняет функции храма), а у могилы блаженной Матроны снесли надгробие – на её месте разместилась свалка промышленных отходов.

– Новые власти делали всё, чтобы изгнать из наародной памяти блаженную Матрону, – рассказывает настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». – Но им это не удалось. В 1991 году, когда часовню вернули церкви, cтало понятно, что многие семьи десятилетиями хранили и передавали друг другу предания о блаженной Матроне. Сегодня десятки горожан специально приезжают к могиле, чтобы попросить блаженную о помощи. Это личность настолько масштабная в духовном плане для нашего города, что её смело можно сравнивать с Иоанном Кронштадтским или Ксенией Петербургской.

 

 

 

 

 

Телефоны: (499) 391-05-31; 8-905-711-15-65;

Почта: laspi60@mail.ru